Трансформируемая мебель занимает особое место в интерьере нашего дома. Ее многофункциональность позволяет не только моделировать пространство в зависимости от конкретной ситуации, но и решать массу проблем по организации быта. В сложенном виде эта мебель компактна и может использоваться даже в самых что ни на есть малогабаритных квартирах. Впрочем, владельцы просторных домов тоже относятся к ней с большой симпатией.
Можно с уверенностью сказать, что разного рода "раскладушки" переживают сегодня второе рождение. Объединившие в себе достижения современной дизайнерской мысли с высокотехнологичными материалами, нынешние мебельные трансформеры мало напоминают своих предшественников. Диваны и кресла с раскладными механизмами и возможностью регулировки положения тела; подростковые кровати на роликах, выезжающие из шкафа только на ночь; компьютерные столы, за которыми можно работать сидя и стоя, - всего не перечесть. Впрочем, и классика всегда в моде...
Охватить сразу всю мебель этой категории в одном обзоре технически невозможно. Поэтому сегодня мы поговорим о столах. И для начала зададимся простым, казалось бы, вопросом: какие из них следует отнести к разряду трансформеров? Оказывается, ответ на этот вопрос неоднозначен, поскольку английское слово transform (превращать, изменять, преображать, делать неузнаваемым) еще не окончательно устоялось в русском литературном языке, а значит, может толковаться по-разному. Мы решили называть трансформером любой предмет, конфигурацию которого можно целенаправленно изменить. В таком случае к классу столов-трансформеров относятся все модели и разновидности, в которых регулируется хотя бы один из трех размеров - длина, ширина или высота.
Однако, если вы придете в мебельный салон и попросите показать столы-трансформеры, вам скорее всего предложат довольно специфический товар. Продавцы и производители называют так лишь модели, в которых одновременно могут изменяться размер и высота столешницы. К сожалению, столов-трансформеров в этом, более узком смысле слова в российских квартирах пока появилось немного. Виной тому довольно высокая цена подобных изделий (предмет итальянского или немецкого производства стоит $ 500-1500). Но нельзя не отметить, что такой трансформер - не просто модный, но и весьма полезный предмет мебели. Ведь, покупая его, вы, по сути дела, обзаводитесь сразу двумя столами: журнальным (или кофейным - как хотите) и обеденным.
Мы же намерены говорить о столах-трансформерах в самом широком понимании. Это и обеденные столы с раздвижными крышками; и столики для гостиных, регулирующиеся по высоте; и всевозможные оригинальные дизайнерские решения. Что касается домашних компьютерных столов, то о них наш журнал уже писал в N1 за 2001г.
Эти сведения нужны для того, чтобы определить, какая модель больше подойдет для вашего интерьера.
Итак, стандартный стол состоит из крышки (столешницы), царг (подстолья) и опор (ножек). Соединяются они друг с другом при помощи шипов, шурупов, винтов и пр., а также клея. В конструкции трансформируемых столов присутствуют и специальные ходовые и направляющие элементы.
Столешница бывает стационарной (цельной) или раздвижной (состоящей из так называемых полукрышек). Возможна любая ее конфигурация: квадратная, прямоугольная, круглая, овальная и т. д. В процессе трансформации очертания столешницы обычно меняются. Например, квадрат, удлиняясь, превращается в прямоугольник, а круг - в овал.
Подстолье обычно представляет собой бруски, соединенные крепежными деталями. Чаще всего четыре царги образуют квадрат или прямоугольник. В редких случаях подстолье имеет форму круга или овала - для этого детали из древесины сгибаются на специальном оборудовании. Как и столешница, подстолье может быть стационарным или раздвижным.
Опорами стола не всегда служат четыре ножки. Нога может быть и одна, но очень массивная, похожая на постамент. Широко распространены сдвоенные опоры, соединенные между собой планкой. В некоторых моделях роль ножек играют ролики или колеса.
По способу трансформации все модели столов можно условно разделить на три группы:
1) с изменяющимися размерами столешницы; высота ножек постоянна;
2) с регулируемой высотой опор; площадь крышки не меняется;
3) с полной трансформацией всей конструкции: раздвижная столешница и регулируемая высота опор.
Первая группа - самая многочисленная и разнообразная. В основном в нее входят обеденные столы, предназначенные для кухонь и столовых. Способы трансформации столешниц различны: одни механизмы позволяют удвоить площадь крышки, другие увеличивают ее на одно посадочное место (45- 50 см).
Модели с центральными вставками.
Столешница состоит из двух полукрышек. При трансформации они раздвигаются, а на освободившееся место вставляются 1, 2 или 3 дополнительных элемента. Когда стол сложен, "вкладыши" хранятся внутри конструкции или отдельно.
Модели с боковыми крыльями:
а) один или два дополнительных элемента выдвигаются из-под столешницы в разные стороны;
б) то же, но вместе с крыльями отъезжает и подстолье с ножками (для этого оно оснащается специальными полозьями-направляющими);
в) дополнительные элементы крепятся к столешнице на петлях; когда конструкция сложена, свободно висят по обе стороны центральной панели, при раскладывании поднимаются и фиксируются в горизонтальном положении при помощи добавочных ножек или треугольных кронштейнов.
Модели двойного сложения (две крышки одинакового размера располагаются друг над другом):
а) верхняя крышка сдвигается в одну сторону примерно на половину своей длины, нижняя - аналогичным образом в другую;
б) равновеликие части столешницы соединены при помощи петель; в процессе трансформации верхняя крышка откидывается и переворачивается. Такие модели часто оснащаются поворотным механизмом.
Во вторую группу систем трансформации входят модели с регулируемой высотой опор. В основном это кофейные, журнальные, декоративные и прочие вспомогательные столики. Подняв крышку на нужный уровень, вы можете превратить такой стол в основной - для выполнения домашней работы, чтения, письма, принятия пищи. Высота чаще всего фиксируется вручную, например при помощи вращающейся ручки, находящейся сбоку. Но существуют модели с пневматическими механизмами и даже электроприводом подъема столешницы. Такие устройства позволяют фиксировать ее высоту на любом удобном для хозяев уровне - вспомните электрические стеклоподъемники в автомобилях! Конечно, "навороченные" столы стоят намного дороже "обыкновенных". Максимальное увеличение высоты конструкции, по нашим данным, - 34 см. Чаще столешница может подниматься не так сильно, на 15- 20 см.
Третью группу столов образуют истинные трансформеры. Главное их достоинство - исключительная многофункциональность: одна и та же модель может служить кофейным столиком в гостиной и обеденным - в столовой и на кухне. В разложенном виде многие из них не уступают по размеру полноценным обеденным столам.
Говорить о стилевом решении современных трансформируемых столов - занятие довольно неблагодарное. Большинство дизайнеров и конструкторов, разрабатывающих новые модели, скорее всего никогда не задумываются над тем, черты какого стиля (в традиционном смысле этого слова) несет их творение. Иногда доходит до смешного.
Предлагаем вам провести маленький эксперимент. Придя в салон или фирму, торгующую мебелью, попросите показать столы в классическом стиле. Вы удивлены тем, что вам предложили? Откуда резьба и вычурность деталей, декоративность и витиеватость - ведь это черты барокко? Не удивляйтесь. В наши дни чистоту стиля обрести трудно. Проще всего поступать так, как поступают, например, многочисленные итальянские производители массовой мебели. Они не моргнув глазом делят свою продукцию на "классику" и "модерн". И если нужен стол из темного дерева с монументальными или гнутыми ногами, его надо искать в "классических" коллекциях. А если вы предпочитаете легкую конструкцию с прозрачной стеклянной столешницей - значит, стоит обратить внимание на "модерновую" серию.
Конечно, мы немножко утрируем - порой можно встретить модели, которые поражают своей законченностью и гармонией. Подобную чистоту элементов и их соотношений демонстрируют, скажем, столы в стиле high-tech (стеклянная верхняя панель на серебристых металлических ножках) от итальянской фирмы FLY LINE (например, модель Plus, дизайн SILVER STUDIO). Однозначно китайские мотивы прослеживаются в дизайне многих изделий LONGHI (Италия). И не случайно одна из самых удачных, на наш взгляд, коллекций столиков-трансформеров этого производителя называется Su e Giu. Практичны и мобильны столы, оснащенные роликами, от BONALDO (дизайн Archirivolto). Кстати, к какому стилю их отнести?
Перечисление можно продолжать и дальше, но вывод уже напрашивается (причем не самый оригинальный): чем предмет дороже и индивидуальнее, тем чище и выраженнее его стиль. И наоборот. Среди моделей, запущенных в серийное производство, трудно найти такие, которые можно было бы однозначно отнести к какому-либо стилю или направлению.
В производстве столов задействованы практически все конструкционные мебельные материалы: древесина, MD F, ДСП, стекло, металл, природный и искусственный камень (в том числе мрамор). Для облицовки применяются синтетические полимерные покрытия (ламинат, меламин), шпон всевозможных пород дерева, а также разнообразные лаки и краски. Выбор материалов в тех или иных сочетаниях определяется не одной лишь фантазией дизайнеров, а еще и функциональным назначением изделия. Обеденные столы, предназначенные для столовых и гостиных, обычно делают деревянными (или, как минимум, со шпонированной крышкой), но никак не ламинированными. И наоборот, на кухне совсем необязателен массив дерева.
В конструировании столов существуют определенные правила. Царги и опоры обычно изготавливаются из древесины или металла. Это необходимо для того, чтобы обеспечить надежность соединения разных частей конструкции и, как следствие, долговечность эксплуатации изделия. Не секрет, что шурупы, винты и другие крепежные детали плохо держатся в прессованных плитах (типа ДСП): расшатываются, а со временем просто вылетают. Чаще других в ход идет древесина хвойных пород (сосна или ель) из-за своей дешевизны. Изделия с подстольем и ножками из древесины лиственных пород (бука, дуба, вишни, ореха, березы, клена, ольхи, гевеи и пр.) стоят довольно дорого, зато рассчитаны на десятилетия постоянного использования.
Крышки столов изготавливают преимущественно из MD F или ДСП. Первый из этих материалов предпочтительнее благодаря своей экологической чистоте и высокой плотности (получен из самых мелких отходов деревообрабатывающего производства без использования токсичных связующих). Второй привлекателен только своей дешевизной.
В ассортименте многих ведущих мировых производителей можно найти модели со столешницами из стекла. Современные технологии позволили этому хрупкому материалу стать долговечным и безопасным. По утверждению одних изготовителей, их столики нельзя разбить даже кувалдой (поскольку они выполнены из высокопрочного закаленного стекла). По словам других, изделия их производства при разбивании не образуют острых осколков (то есть просто растрескиваются). Стекло бывает прозрачным и матовым, тонированным и узорчатым. Хит сезона - столешница с эффектом разбитого стекла.
Очень необычно и своеобразно смотрятся в гостиных столики с крышками из искусственного камня и мрамора. Правда, у таких моделей регулируется только высота ножек-опор, а каменная столешница не может трансформироваться.
В принципе довольно приличный, но не слишком большой раздвижной обеденный стол можно приобрести за $ 150-200. Материалом для таких "народных" моделей обычно служит древесно-стружечная плита и/или древесина хвойных пород. Производители - IKEA, "ЛЕНРАУМАМЕБЕЛЬ" (Санкт-Петербург), "ИВАНОВОМЕБЕЛЬ" (Иваново), "МЕБЕЛЬ-МАССИВ" (Тула) и многие другие предприятия России и Белоруссии. Приблизительно столько же потребуется заплатить за одну из самых дешевых моделей столов-трансформеров с раздвигающейся крышкой и регулируемой высотой (от немецкой фирмы HELA TISCHE или московской "КИНТАЙЛ").
За $ 300-400 можно позволить себе полноценный обеденный стол с подстольем и опорами из массива древесины лиственных пород и крышкой, облицованной натуральным шпоном. К этому ценовому диапазону относится большинство изделий Юго-Восточной Азии (Малайзии и Сингапура) и бывших социалистических стран Европы (Польши, Чехии, Словении, Румынии и др.). Примерно столько же стоят интересные деревянные модели в классическом стиле московского производителя "МЕБЕЛЬ-АЛЬЯНС", а также изделия из IKEA со столешницами, покрытыми березовым шпоном.
$ 400-700 придется заплатить за "классический" обеденный стол среднего размера, изготовленный из древесины лиственных пород на фабрике столов и стульев "ТРОН" (Москва). За аналогичную цену можно купить одну из раздвижных моделей со шпонированной или стеклянной столешницей от известных итальянских производителей CALLIGARIS и MARCHETTI. Кроме того, за эти деньги можно выбрать практически любой столик-трансформер от HELA TISCHE, в том числе с пневматическим механизмом регулировки высоты.
Цена одного из самых популярных столиков-трансформеров (Mascotte от CALLIGARIS) - $ 800. Порядка $ 1000 стоят аналогичные модели от MARCHETTI (например, Opsy).
Вполне естественно, что самые интересные и необычные изделия продаются за очень высокую цену. $ 1000-1500 за столик-трансформер оригинальной конструкции - еще не слишком большая сумма. Такова стоимость многих моделей известных итальянских производителей LONGHI, BONALDO, TETIDE, FLY LINE. Продукция немецких фирм столь же дорога, сколь и качественна. В России хорошо представлены фабрики ILSE, NAUMANN TISCHE, GRAB FELD MOBEL, BACHER TISCHE. Столики-трансформеры этих производителей обычно стоят не менее $ 1200.
Опубликовано в журнале "Идеи Вашего Дома" №2 (48) февраль 2002